Инвалидам нужны условия для жизни, а не для борьбы

Государство в последнее время стало больше внимания уделять образованию инвалидов. Активно обсуждается идея инклюзии, она внедряется в школы, в вузах действуют льготы для абитуриентов с отклонениями в здоровье. Но действительно ли все эти меры – во благо? Мнением о проблеме делится в интервью директор московского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность» Лариса Буданова.
Государство в последнее время стало больше внимания уделять образованию инвалидов. Активно обсуждается идея инклюзии, она внедряется в школы, в вузах действуют льготы для абитуриентов с отклонениями в здоровье. Но действительно ли все эти меры – во благо? Мнением о проблеме делится в интервью  директор московского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность» Лариса Буданова.
— Лариса Борисовна, сейчас обучение на дому – отнюдь не единственная возможность для большинства инвалидов получить образование. О чем говорит ваша практика?

— Бывают очень тяжелые заболевания, требующие постоянного ухода, и в таком случае именно домашнее образование становится единственным выходом. Многое зависит здесь от активности родителей. Однако для тех, кому позволяет характер заболевания, сейчас есть множество специальных групп кратковременного пребывания: в частности, детских садах, работают центры для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

Не могу утверждать, что подобное есть во всех регионах, поскольку знакома с ситуацией только в Москве: у нас в каждом округе есть несколько соответствующих учреждений. Школы также имеют возможности для обучения детей с отклонениями в развитии, есть, в том числе интернаты, где дети могут оставаться на несколько дней. В целом для таких детей делается сейчас очень много. 

Необходимо создать такую систему, где образование инвалидов продолжалось бы всю жизнь – в этом нуждаются многие. Их необходимо постоянно учить жить в обществе, прививать им навыки социализации, доверять выполнение посильной работы. Без трудотерапии, общения с людьми многие инвалиды очень быстро регрессируют и могут потерять навыки, с таким трудом приобретенные за время обучения.

— А инклюзивное образование? 

— Сама по себе идея инклюзии хороша, но надо понимать: она подходит далеко не каждому инвалиду. Не так давно один из московских интернатов для слабослышащих провел опрос среди учащихся обычных школ и их родителей. Их попросили ответить, как бы они отнеслись к тому, чтобы в классе появился глухой или  слабослышащий ребенок. Только около 8% высказались «за», еще примерно столько же согласились – на условии, если он сможет общаться с одноклассниками. Остальные же были против.

Проблема в том, что почти все готовы помогать и сочувствовать инвалидам, но инклюзия требует другого отношения к человеку с ограниченными возможностями здоровья: отношения к нему как к равному. Сейчас такие дети почти всегда становятся объектом воспитания толерантности, что, конечно, само по себе хорошо. Но практика показывает: все эти положительные начинания очень быстро выветриваются, и «инклюзивный» ребенок становится в классе изгоем.

Задача цивилизованного общества — создать комфортные условия для жизни, а не для борьбы. Инклюзия подчас принимает такие формы, когда в обычных школах оказываются дети, которые просто не могут там учиться. Пропаганда же инклюзии часто приводит к ее профанации, когда руководство школы пишет, что у них якобы инклюзия – на том лишь основании, что в одном из классов обучается ребенок с диабетом или астмой…


— Насколько, на ваш взгляд, эффективны льготы для инвалидов при поступлении в вузы?

— Далеко не все люди с ограниченными возможностями могут учиться в вузе. Большинство из тех, кто борется за льготы, могли бы поступить и без льгот. Но есть те, кто прошел весь образовательный путь от специальных коррекционных центров и специальных интернатов до учебы в вузе и после выпуска оказывается в четырех стенах, потому что рынок труда не приспособлен для таких людей, они не выдерживают конкуренции. Из всех выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья каждый год трудоустраивается лишь около 5%. В такой ситуации обучение в вузе бессмысленно, ведь в результате человек все равно не может пойти работать и вынужден жить на пособие по инвалидности.

— Но есть отдельные предприятия, где работают только люди с ограниченными возможностями, интернаты, системы социальной защиты…

— Предприятий таких не достаточно, чтобы обеспечить большую часть инвалидов работой, не говоря уже о том, чтобы трудоустроить их всех. Для инвалидов, имеющих психоневрологические заболевания, есть интернаты с трудовыми мастерскими. Они предполагают постоянное проживание, а многие родные не готовы расстаться с членом своей семьи и хотят, чтобы для него были созданы условия, в каких он мог бы работать и сохранять социальный статус.

 www.rian.ru   Анна Козлова 

Вас это заинтересует!

Медики австрийской больницы «похоронили» 200 пациентов по ошибке

Медики австрийской больницы «похоронили» 200 пациентов по ошибке Сотрудники мельбурнской клиники перепутали документы и вместо сообщений о выписке больных отправили уведомление об их смерти По правилам австралийской системы здравоохранения, когда пациент выписывается, сотрудник больницы обязан уведомить об этом его...

Чиновники, принимавшие пандусы за взятку, сядут в колонию

Чиновники, принимавшие пандусы за взятку, сядут в колониюВ Самаре вступил в силу приговор в отношении бывших сотрудников мэрии, получивших взятку за подписание актов приемки пандусов на набережной ВолгиЧиновники просили у директора ООО «Проектстройинновации», который выполнял контракт по устройству пандусов и подъемных устрой...

В Англии изобрели инвалидную коляску, управляемую взглядом

В Англии изобрели инвалидную коляску, управляемую взглядом За 10 миллисекунд алгоритм обнаруживает взгляд, а за следующие 10 миллисекунд принимает решение инициировать необходимое движение В последнее время развитие технологий улучшает жизнь людям-инвалидам, давая возможность действовать без чьей-либо помощи, сам...

В «Сколково» разрабатывается российская версия экзоскелета

В «Сколково» разрабатывается российская версия экзоскелетаКоманда «ЭкзоАтлет» разрабатывает новую конструкция экзоскелета, которая снизит себестоимость изделияПобедитель Startup Village 2014 проект «ЭкзоАтлет» успешно прошел экспертный совет и получил статус участника Фонда «Сколково». Проект «ЭкзоАтлет» стал победителем ...

Павел Громов: зэк, бомж, инвалид, чемпион России…

Павел Громов: зэк, бомж, инвалид, чемпион России…Предлагаем рассказ человека пережившего то, чего не видело большинствоИстория человека переломившего судьбу, сумевшего оттолкнуться от самого дна и найти себя в этом мире. Он стал паралимпийским чемпионом России по гребле на каноэ, обрести семью...  Видео...

Машину для водителей на инвалидной коляске запустили в производство

Машину для водителей на инвалидной коляске запустили в производствоВ Чехии запустили в производство первую машину для водителей-инвалидовПо брусчатке чешского города Лощице разъезжает первый автомобиль, сконструированный специально для водителей-инвалидов. Разработка этой машины велась 10 лет, и, наконец, её запустили в производство.Но...

Новый мировой рекорд скорости установил незрячий водитель. ВИДЕО

Новый мировой рекорд скорости установил незрячий водитель. ВИДЕОМайк Ньюман из Манчестера установил новый рекорд скорости среди незрячих водителей. Бывший банковский служащий за рулем Nissan GT-R развил скорость более 320 километров в час, пользуясь подсказками по радиосвязи. Эти данные занесены в Книгу рекордов Гиннесса.  ...

Где есть желание, нет ничего невозможного. ВИДЕО

Где есть желание, нет ничего невозможного. ВИДЕОDJ Hookie: «Не обращайте внимание на свою инвалидность и получайте удовольствие от жизни»Истории, которые растопили сердца людей - нью-йоркского диджея Робби Уайльда (потерявшего слух в детстве) и сиднейца DJ Hookie (который перенес тяжелый случай менингококковой септиц...

Тренер в инвалидной коляске будет тренировать «Манчестер Юнайтед»

Тренер в инвалидной коляске будет тренировать «Манчестер Юнайтед»Сохаил Рехман стал первым профессиональным тренером-инвалидом в мировом футболеУроженец Йоркшира появился на свет со спинальной мышечной атрофией, которая в 13 лет привела его в инвалидное кресло.  Это обстоятельство не Рехману помешало поступить в колледж на ...

Оставить отзыв

кобратоксан

Зарегистрироваться на получение новостей и узнать, что нового на нашем сайте!

Здравствуйте, гость!




Забыли пароль?

Регистрация

A password will be e-mailed to you.


                          

Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии